Как навести порядок в сабвее Нью-Йорка
06.05.2022 Нью-Йорк – штат и город
В крупных городах Соединенных Штатов системы общественного транспорта (метро, автобусы, электрички), серьезно пострадавшие из-за коронавируса, имеют огромное значение для нормальной хозяйственной жизнедеятельности.
По данным организации American Public Transportation System, на начало апреля с.г. в целом по стране число пассажиров составило 65% от допандемического уровня. В Нью-Йорке и того меньше – 58%. Кризис в системах общественного транспорта, в первую очередь это касается метрополитена, угрожает восстановлению экономики как на местном, так и на федеральном уровне. За более чем два года пандемии COVID-19 немалое число сотрудников перестали ездить на работу, выполняя свои производственные задания на дому. Постепенно люди возвращаются в офисы, как и туристы на улицы американских городов. Однако за время пандемии ухудшилась ситуация с безопасностью в общественном транспорте, стала острее ощущаться проблема бездомности, что самым негативным образом сказалось и продолжает сказываться на настроениях потенциальных пассажиров вновь начать пользоваться услугами сабвея или автобусов.Как отмечает в интервью «Нью-Йорк таймс» профессор Кристофер Лейнбергер, помимо действий полиции, серьезным вспомогательным способом снижения уровня насилия в общественном транспорте является рост пассажиропотока.
«Чем больше людей различного материального положения станут пользоваться общественным транспортом, тем меньше будет преступлений, - говорит эксперт. – Безусловно, полиции принадлежит основная роль в пресечении правонарушений. Между тем, больше глаз в вагонах метро – и ситуация для совершения преступлений становится менее комфортной».
Понятно и другое: сомнения в своей безопасности не способствуют возвращению пассажиров в подземку или автобусы.
Для многих крупных городов страны общественный транспорт имеет большое значение, но особенно Нью-Йорка, для которого сабвей – это просто кровеносная система местной экономики. И пока этот кровеносный поток не вернулся в нормальное русло. Почему, видно из недавно проведенного опроса: трое из четырех респондентов-ньюйоркцев, пользующиеся метро, сказали, что чувствуют себя в подземке в меньшей безопасности, чем до начала пандемии. Среди тех жителей города, кто решил вообще не пользоваться сабвеем, оценка безопасности в нем еще ниже.
Недавняя стрельба в подземке, виновником которой стал рецидивист Фрэнк Джеймс, ранивший 10 человек из огнестрельного оружия, явно не способствовала желанию ньюйоркцев вернуться в метро. Перед тем как посмотреть, что же намерены делать для улучшения ситуации мэр Эрик Адамс, Джейсон Вилкокс, начальник транспортного отдела NYPD и Дженно Либер, глава Metropolitan Transportation Authority приведу еще немного статистики.
Согласно отчету службы 911, о котором сообщает Управление полиции, число звонков пассажиров о замеченных людях с ножами возросло на 139% по сравнению с весной 2019 года. Продажа наркотиков в метро увеличилась на 71%. Число преступлений в подземке в первую неделю марта 2021 года составило 428 инцидентов – это столько же, сколько в первую неделю марта 2019 года. Однако тогда пассажиров было вдвое больше.
Как же комментирует эти цифры Джейсон Вилкокс?
«Мы реагируем, - говорит глава транспортной полиции NYPD. – Мы увеличили число копов в подземке, активно проводим мероприятия по предотвращению правонарушений. Благодаря принятым мерам показатель серьезных преступлений (index crime, который отслеживают как NYPD, так и ФБР) сократился до статистических 6,3 в день при числе пассажиров в 3-4 млн. Продолжается наше активное взаимодействие по борьбе с преступностью с администрацией MTA».
По словам главы МТА Дженно Либера, с прошлого года было усилено патрулирование подземки. Это позволило чаще фиксировать совершенные преступления. Общее число преступлений в сабвее в этом году возросло на 75% по сравнению с январем-мартом 2021-го, однако число серьезных преступлений сократилось на 24% по сравнению с допандемическим уровнем.
Ежедневно поезда и станции проверяют около 3,5 тысячи сотрудников полиции, численность которых после вступления Адамса в должность увеличилась на 1 тыс. Однако, по мнению Либера, эту деятельность необходимо вести вдвое активнее, а также следует применять сканеры оружия.
«Нельзя, чтобы страх взял над нами верх и заставил отказаться от поездок», — в свою очередь уверена член горсовета Алекса Авилес.
Несмотря на оптимизм Вилкокса, ситуация с преступностью вызывает озабоченность общественности. Как подчеркнул Дэнни Перлстин, директор отдела по связям организации Riders Alliance, «пока никто не может спокойно чувствовать себя в метро». При этом он считает, что даже резонансные преступления, такие как убийство азиатки Мишель Го, которую столкнули с платформы, не приводят к значительному снижению численности пассажиров. «Даже в разгар пандемии люди продолжали пользоваться общественным транспортом», — напомнил он.
Как известно, после стрельбы Джеймса был обнаружен весьма неприятный факт, связанный с работой, а если точнее – отсутствием таковой у некоторых видеокамерах, установленных как раз для того, чтобы отслеживать происходящее на станциях метро. Такие недочеты следует устранить как можно скорее.
Большое значение для успеха властей Нью-Йорка в борьбе с преступностью, и в метро, в частности, будет иметь реакция общества. Как пишет в «Уолл-стрит джорнэл» Ханна Мейерс, директор отдела общественной безопасности при консервативном «мозговом центре» Manhattan Institute, эта реакция напоминает движение маятника. После событий 11 сентября 2001 года в Управлении полиции Нью-Йорка были приняты меры контртеррористического характера: специально подготовленные сотрудники патрулировали станции метро, полицейские занимались выборочной проверкой содержимого сумок и рюкзаков перед выходом на платформы. В сабвее также работали полицейские под прикрытием. Жители города в целом спокойно отнеслись к таким мерам: страх перед вероятностью повторения терактов был выше страха усиления полицейской активности. Но когда этот страх отступил, тут же стали раздаваться призывы прекратить ограничения гражданских свобод и вмешательства в личную жизнь. Даже в таких ограниченных масштабах.
«На нежелание усиления полицейских мер повлияло резкое снижение уровня преступности в последние десятилетия, - говорит Мейерс. – Особенно активно за сокращение финансирования полиции выступали молодые люди, плохо осведомленные о резком всплеске уровня преступности в 70-80-е годы прошлого столетия».
Действительно, кульминацией преступного цунами в Нью-Йорке можно считать 1990 год, когда в городе было убито 2247 человек. В 2017 году, при мэре Билле де Блазио этот показатель составил менее 300 человек – самая низкая цифра за более чем 60 лет. Вплоть до марта 2020 года, когда началась пандемия коронавируса, уровень преступности неуклонно снижался. В Нью-Йорке особенно. Не случайно Город Большого Яблока считался самым безопасным среди самых больших городов страны. Даже сегодня, когда ситуация с преступностью беспокоит власти и жителей, Нью-Йорк продолжает оставаться самым безопасным крупным городом США.
По мнению Мейерс, сейчас маятник общественных настроений стал двигаться в обратном направлении: большинство ньюйоркцев с пониманием относятся к усилению полицейской активности, как к необходимому средству наведения порядка в городе.
Люди поддерживают действия мэра Адамса, направившего на усиление транспортной полиции 1 тыс. полицейских, о чем я уже упоминал выше. В свою очередь Вилкокс проинструктировал своих подчиненных работать так, чтобы их присутствие в сабвее было заметным. Такая тактика уже демонстрирует эффективность, судя по снижению уровня преступности в метро в марте с.г. Этому также способствует директива мэра пресекать любые нарушения порядка, включая мелкие, такие как курение или оставленный мусор на платформе, в вагоне поезда.
Одним из направлений политики Адамса по установлению порядка в сабвее и возвращению пассажиров в метро является комплекс мер против нахождения в подземке бездомных. С его подачи были созданы специальные группы, состоящие из полицейских, социальных работников и медиков. Полицейские патрули просто выводят из вагонов на свежий воздух людей, желающих ночевать в сабвее. Задача спецгрупп выяснить, не нуждаются ли бездомные в медицинской или психологической помощи, а также устройство их в приютах.
Как показывают опросы, грязные вагоны и увеличение числа бездомных в метро – один из важных факторов, не способствующих возвращению пассажиров в подземку. Адамс постоянно подчеркивает, что он против жестких мер против бездомных – не это главное. Главное, настаивает он, убирая их из сабвея, одновременно помочь с жильем, предоставить медицинские услуги. Адамс обещает направить в метро десятки новых социальных работников, помогающих бездомным, в дополнение к двумстам, которые уже заняты на этом направлении.
Отношение правозащитников к словам мэра скептическое. Они считают, что полицейскими мерами все и закончится. В течение месяца с начала действия программы Адамса по помощи бездомным спецгруппы общались в среднем с 650 бездомными в день. В приюты были определены более 300 человек. Представители мэрии не смогли ответить на вопрос, сколько из этих людей решили остаться в ночлежке и не возвращаться в метро. По словам самого Адамса, для успеха его программы понадобится время и больше усилий.
«Не только в Нью-Йорке, но и в других городах власти должны решить проблему с доступным жильем и приютами, а не только сосредоточиться на освобождении своих систем общественного транспорта от бездомных», - говорит Дженнифер Френдбах, исполнительный директор Coalition of Homelessness.
В других городах: Филадельфии и Сан-Франциско, например, местные власти достигли большего в решении проблемы с переселением бездомных из метро. Правда, их системы не могут идти ни в какое сравнение с сабвеем 8-миллионного города, работающего 24 часа в сутки и имеющего 472 станции. Впрочем, глава MTA Либер верит в успех. «Я настроен оптимистично, исходя из четких намерений мэра Адамса решить проблему с бездомными в сабвее».
Михаил Трипольский
Автор: Михаил Трипольский