Симфонический оркестр Баварского радио в Карнеги-Холле

Симфонический оркестр Баварского радио в Карнеги-Холле

27.11.2019 События
Виталий Орлов
(0)
Симфонический оркестр Баварского радио в Карнеги-Холле

В ноябре в Карнеги-холле состоялись два концерта одного из лучших симфонических оркестров мира – Симфонического оркестра Баварского радио (Мюнхен, Германия).

Если к этому добавить, что оркестр возглавляет легендарный Марис Янсонс, то станет понятным, почему концерты были аншлаговыми: Марис Янсонс считается одним из самых выдающихся дирижеров нашего времени. Мать Янсонса – оперная певица Ираида Германовна Янсонс, родила его в укрытии, в котором, будучи еврейкой, скрывалась в годы оккупации Риги от войск нацистской Германии. Все родственники Янсонса по материнской линии погибли в Холокосте. Его отец – знаменитый дирижер Арвид Янсонс. Марис учился в Ленинградской консерватории, потом в Вене у Ганса Сваровского и в Зальцбурге у Герберта фон Караяна. В 1971 году Евгений Мравинский назначил Янсонса своим помощником в Ленинградском филармоническом оркестре, где он оставался постоянным дирижером до 1999 года. В разные годы регулярно работал со многими европейскими оркестрами и с оркестрами в Америке, сделал множество записей, удостоенных главных призов. В 2015 году Янсонсу была вручена «Большая музыкальная награда Латвии» за достижения в жизни; в 2017 году он стал обладателем золотой медали Королевской филармонии (Лондон). Берлинская филармония и Венский филармонический оркестр приняли его в почетные члены в 2018 году. В том же году он получил приз с рубинами им. Леони Соннинга – на Зальцбургском фестивале, а затем премию Герберта фон Караяна на Пасхальном фестивале там же в Зальцбурге в текущем 2019 году. И, наконец, только что, в октябре 2019 года, Янсонс удостоен премии Opus Klassik за достижения в жизни. В первом из концертов в Карнеги-холле Оркестр сыграл Симфонию №4 Брамса, «Четыре симфонических интерлюдии» из «Интермеццо» Рихарда Штрауса и его же «Четыре последних песни», которые исполнила известная американская оперная певица, сопрано Диана Дамрау, о которой критик журнала Opera News писал: «Она способна делать все, что хочет, с любой нотой в любое время». Во второй день выступлений оркестра Баварского радио Марис Янсонс на сцену не вышел. Он заболел, и его согласился заменить Василий Петренко, ныне главный дирижер Филармонического оркестра Осло и Ливерпульского королевского симфонического оркестра. Под его управлением оркестр вначале исполнил увертюру М. фон Вебера «Эврианта», в которой композитор процитировал несколько прелестных фрагментов из своей оперы. Затем прозвучал Концерт №23 Моцарта, также наполненный замечательными мелодиями. Его сыграл Рудольф Бухбиндер – австрийский пианист, один из самых известных современных исполнителей. Карьера Р.Бухбиндера охватывает более 60 лет, а в его игре удачно сочетаются высокий интеллект и спонтанность. Исполнение им произведений Бетховена считается образцовым. Р.Бухбиндер исполнил по всему миру цикл из 32 фортепианных сонат Бетховена более 50 раз и внес свой вклад в историю исполнения этих произведений на протяжении десятилетий. Он был первым пианистом, игравшим все сонаты Бетховена в течение одного сезона на Зальцбургском фестивале. Цикл был записан вживую на DVD. В сезоне 2019–2020 гг. Венский музыкальный музей пригласил Р. Бухбиндера исполнить все пять фортепианных концертов Бетховена с пятью различными оркестрами и дирижерами мирового уровня в специально отредактированном цикле – впервые в 150-летней истории этого концертного зала. Его партнерами в этом исключительном проекте являются: Венский филармонический оркестр под управлением Риккардо Мути и германские коллективы: оркестр из Лейпцига «Гевандхаус» под управлением Андриса Нельсона; Симфонический оркестр Баварского радио (дирижер Марис Янсонс); оркестр Мюнхенской филармонии (дирижер Валерий Гергиев) и Дрезденский Staatskapelle (дирижер Кристиан Тилеманн). Концерты записываются вживую на CD. В рамках празднования юбилея Бетховена в 2020 году Р.Бухбиндер выступил инициатором cоздания New Diabelli Variations – серии новых композиций, основанных на сочинениях Бетховена. Откликнулись Лера Авербах, Тошио Хосокава, Кшиштоф Пендерецкий, Родион Щедрин и другие композиторы. В 2019 году Р. Бухбиндер стал эксклюзивным исполнителем в Deutsche Grammophon. Он является почетным членом Венского филармонического оркестра, Staatskapelle Dresden и Израильского филармонического оркестра. Пианист придает большое значение изучению первоисточников и собирает коллекцию нот, включающую 39 полных изданий фортепианных сонат Бетховена, а также обширный архив первых изданий произведений композитора. Ноябрьский концерт Симфонического оркестра Баварского радио в Карнеги-холле завершился исполнением 10-й Симфонии Дмитрия Шостаковича. Впервые она была исполнена Ленинградским филармоническим оркестром под управлением Евгения Мравинского 17 декабря 1953 года, но не ясно, когда она написана: судя по письмам композитора – в период между июлем и октябрем 1953 года, но пианистка Татьяна Николаева заявляла, что симфония была завершена в 1951 году. Эскизы некоторых материалов указывают на 1946 год. Десятая симфония была написана через восемь лет после предыдущей из-за опалы композитора в период антиформалистских чисток 1948 года. Симфония Шостаковича очень сильно отражает в музыке его неустойчивую жизнь в сталинском Советском Союзе. Оба: Сталин и автор изображены в симфонии. Первый – в мотиве, в котором таинственно зашифрованы его инициалы, а второй – в сумбурной второй части. В конечном счете, Шостакович одержал победу над диктатором, что отражено в танцевальном ритме триумфального финала.

Автор:  Виталий Орлов

Возврат к списку


Добавить комментарий
Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Защита от автоматических сообщений