Стабильность наступит нескоро
19.05.2023 Экономика и финансы

Весьма обнадеживающими оказались данные Министерства труда, которые засвидетельствовали, что рост уровня инфляции замедляется.
В апреле индекс потребительских цен был выше на 4,9%, чем в апреле 2022-го, причем его годовое увеличение оказалось минимальным за 2-летний период, а в последние 10 месяцев оно, достигнув максимума в июне 2022-го, неуклонно становилось все менее существенным.По сравнению с мартом цены возросли на 0,4%, как и прогнозировалось, причем в ключевых категориях, таких как продовольственные товары и транспортные услуги, произошло заметное снижение. Последнее обстоятельство может оказаться очень важным, ведь от изменений уровня инфляции и общего состояния экономики в большой степени будет зависеть судьба президентских выборов, поэтому они продолжат привлекать к себе особое внимание. Пока же доля избирателей, одобряющих экономические решения Джозефа Байдена, невелика, несмотря на то, что уровень безработицы остается, по историческим меркам, незначительным.
В первую очередь стоит отметить, что за последние 2 месяца потребители смогли вздохнуть с облегчением. Продукты питания в апреле подешевели на 0,2% — в частности, молоко — на 2%, апельсины — на 3,8%, а хот-доги — на 2,9%. Впрочем, не обошлось без исключений: ветчина подорожала на 2%, а салат-латук — на 3,5%.
Как бы то ни было, такие перемены пошли на пользу потребителям, которые, как показало исследование, проведенное в марте Urban Institute, все чаще выражали сомнения в том, хватит ли им денег на самое необходимое. Продовольственные товары за год стали менее доступными и стоят на 7,1% больше, но можно рассчитывать, что ситуация улучшится, поскольку рост цен, особенно на продукцию наиболее известных торговых марок, в основном был связан с нерегулярностью поставок.
По словам Дирка ван де Пута, главного исполнительного директора компании Mondelez, которой принадлежат такие бренды, как Ritz и Oreo, в I квартале ее прибыль на 143% превысила показатель годичной давности, причем, как у других производителей продуктов питания, успеха удалось достичь благодаря увеличению цен. «К счастью, это не привело к снижению спроса — он остался на прежнем уровне, а некоторые товары стали пользоваться даже большей популярностью, — подчеркнул ван де Пут. — Но в дальнейшем подорожание станет менее выраженным».
Представители различных отраслей не скрывают, что повышают цены, поскольку активность потребителей от этого не страдает. Тем не менее, объем продаж постепенно сокращается, поскольку общий рост расходов на фоне того, что зарплата увеличивается медленнее, и производители вынуждены учитывать это обстоятельство.
В некоторых секторах ситуация является неоднозначной: так, ранее цены на новые автомобили установили исторический максимум, но в апреле из-за снижения спроса уменьшились на 0,2%. Несмотря на это, модели, находившиеся в эксплуатации, подорожали на 4,4%, хотя, по мнению главы отдела американской экономики компании Morningstar Research Престона Колдуэлла, такая тенденция стала случайностью и не сохранится надолго. «Более вероятно, что благодаря стабилизации графика поставок товары длительного пользования будут становиться все более финансово доступными на протяжении нескольких лет», — добавил он.
Рост индекса базовой инфляции, не учитывающего цены на продовольствие и энергоносители, способные быстро и существенно колебаться, составил 0,4% в апреле и 5,5% за год, практически не изменившись в сравнении с предыдущими месяцами. В основном это произошло из-за увеличения на те же 0,4% расходов на проживание — средняя ставка аренды увеличилась на 0,5% и 8,2% соответственно. Но, по словам главного экономист Национальной ассоциации риэлторов Лоуренса Юна, впоследствии она будет повышаться не столь существенно, поскольку строительные компании возводят все больше новых объектов.
В целом можно рассчитывать на то, что расходы потребителей сократятся, но Белый дом заинтересован в том, чтобы инфляция была взята под контроль как можно скорее. Ее годовой уровень, согласно прогнозу Федерального резервного банка Кливленда, в мае составит 4,4%, а эксперты сходятся во мнении, что в 2024-м показатель снизится примерно до 3%. Но даже этого может оказаться недостаточно для Байдена, который в ходе избирательной кампании пытается убедить в своей способности остановить рост цен и обеспечить стабильное развитие экономики.
В том, что президенту это удастся, убеждены, по данным Института Гэллапа, всего 35% американцев. Ныне их лишь на 1 процентный пункт больше, нежели тех, кто доверял Джорджу Бушу-младшему, когда тот в 2008 году боролся с финансовым кризисом, а кроме того, почти 50% респондентов о своем почти полном несогласии с экономическим курсом Байдена. И их вполне можно понять, поскольку сейчас цены на 13,6% выше, чем в 2021-м, тогда как почасовая оплата снижалась за этот период на 0,5% в год, если принять во внимание инфляцию.
Баллотируясь на второй срок глава государства может однозначно похвастать разве что тем, что ситуация на рынке труда осталась благополучной, а уровень безработицы снизился до 3,4%. Однако невозможно предсказать, как будут развиваться события, если уже в нынешнем году разразится рецессия, причиной чего могут стать повышение ставок, которое осуществляет Федеральный резерв, и ужесточение условий кредитования, предоставляемого крупными банками.
Ко всему прочему уже вскоре не исключен дефолт по финансовым обязательствам федерального правительства, поскольку Конгресс отказывается повышать лимит заимствований. «Все присутствовавшие продемонстрировали, что понимают, как опасна такая ситуация, — заявил Байден после встречи со спикером Палаты представителей Кевином МакКарти и другими лидерами законодательного собрания. — Рецессия не только навредит экономике, но и приведет к сокращению средств на пенсионных счетах, увеличению ставок по займам и, по оценке фирмы Moody’s Analitics, увольнению почти 8 миллионов человек».
Но решающее слово может оказаться не за президентом или Конгрессом, а за Федеральным резервом, который, как полагают эксперты, на следующей встрече впервые с марта прошлого года может воздержаться от повышения процентных ставок. В такой же мере, правда, возможно и то, что будет осуществлена еще одна корректировка, поскольку руководство ФРС считает, что уровень инфляции снижается недостаточно быстро. «Вполне вероятно, что в июне ставки увеличатся еще больше», — предупредил Джо Брусуэлас, главный экономист консалтинговой фирмы RSM.
Стоит напомнить, что председатель ФРС Джером Пауэлл неоднократно заверял, что, пока уровень инфляции не сократится до 2%, взятый курс не претерпит изменений, даже если подобная принципиальность приведет к негативным последствиям для экономики. Такой вариант очень беспокоит представителей финансового сектора, поскольку рост ставок оборачивается для банков убытками — точнее, недополученной прибылью — в размере сотен миллиардов долларов.
Пострадать может и рынок труда: в ФРС исходят из того, что повышение ставок приведет к росту уровня безработицы до 4,5% в конце года, то есть к сокращению миллионов рабочих мест. Пауэлл признал, что основную часть уволенных составят афроамериканцы и «латинос», и тем самым навлек на себя критику со стороны либеральных общественных деятелей и некоторых влиятельных демократов. Да и опрос Института Гэллапа показал, что с 2022 года доля тех, кто считает действия главы центробанка полезными для экономики, уменьшилась с 43% до 36% — минимума с 2001-го, когда социологи впервые поинтересовались отношением к политике ФРС.
«Нельзя выбирать, что приоритетнее — низкие цены или незначительная безработица, — резюмировала исполнительный директор организации Groundwork Collaborative Линдси Оуэнс. — Эти цели не противоречат одна другой, и можно взять инфляцию под контроль, не допустив масштабных увольнений».